Коментар на 2 Неділю Звичайну
20 січня 2013 Р. Б.
На третий
день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван
Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит
Ему: вина нет у них. Иисус говорит ей: что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час
Мой. Зовут Господа
на брак не потому, что видели чудеса Его, не как великого человека, но просто
как знакомого. Обозначая сие, евангелист говорит: "была там Матерь
Иисуса" и братья Его. Как ее и братьев позвали, так и Господа. Господь не
отвергает приглашения и приходит, потому что Он смотрел не на собственное
достоинство, а на то, что полезно и благотворно для нас. Тот, кто не счел
низким быть между рабами, тем более не мог счесть низким пойти на брак. -
Матерь убеждает Его совершить чудо, потому что из событий зачатия и рождения
Она получила высокое понятие о силе Его. Ибо Она все сохраняла в сердце своем
(Лк. 2, 19-51) и отсюда заключала, что Сын Ее имеет силу выше человека. Но
Богоматерь не имела повода просить Иисуса о совершении чуда в том, будто Он
совершал и другие чудеса. Ибо, будучи отроком, Он не совершил ни одного чуда;
иначе Он был бы известен всем. Вместе с сим Матерь помнила и отзывы Иоанна, в
каких он свидетельствовал о Нем, видела уже, что и ученики следуют за Ним, и из
всего этого догадывалась о силе Сына. - Но Он делает Ей упрек, и не без
основания Если, говорит, нет вина, то и нужно было прийти и просить тем самим,
которые не имеют его, а не тебе. Матери. Ибо когда свои просят совершить чудо,
то зрители его соблазняются, а когда просят сами нуждающиеся, тогда дело бывает
свободно от подозрения. - "Еще не пришел час Мой", - сказал не
потому, будто подлежит зависимости от времени или наблюдает известные часы (ибо
как прилично сие Творцу времен и веков?), но потому, что все совершает в
приличное время. Так как Он для многих был невиден и неизвестен, потому что не
все были учениками, и даже присутствующие на браке не знали Его, ибо в таком
случае сами обратились бы с просьбою о вине, - поелику все это было так, то и
сказал: "еще не пришел час Мой", то есть не наступило приличное
время. Но еще восстает бешенство Ария, пытающегося доказать, что Господь
подчинен часам и временам. Итак, научись, проклятый! Если Он зависел от часов,
то как, наконец, совершил чудо? Ибо, если, по твоим словам, Он в зависимости от
часов и времен, а час Его еще не пришел, следовало бы, что Он не в силах
совершить чудо. Однако же Он совершил чудо; следовательно, независим от часов.
- Примечай, пожалуй, как Он не до конца и не во всем противодействует Матери,
но упрекнул немного и опять исполняет ее просьбу, воздавая ей честь и нам
подавая образец уважения к родителям.
Матерь
Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть
каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две
или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до
верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И
понесли. Мать
говорит служителям: что скажет Он вам, то сделайте, - с тем, чтобы просьба была
усилена чрез приступ и прошение их самих, чтобы явно было, что отказ был не от
бессилия, но с целью - отвратить мнение, будто прибегает к чудотворениям из
самохвальства и пустой напыщенности. - Каменные водоносы употреблялись для
очищения иудеев. Ибо иудеи почти каждый день обмывались и потом уже принимались
за пищу. Прикасались ли они к прокаженному, к мертвецу, сообщались ли с
женщиною, они обмывались, как уже нечистые. И как Палестина была безводна и
нельзя было находить много источников, то они всегда наполняли водоносы водою,
чтобы не бегать на реки в случае осквернения. Не без цели сказал: "по
обычаю очищения иудейского", но чтобы кто из неверных не подумал, что в
сосудах оставался некоторый осадок винный, потом, когда влили воду и смешали,
образовалось самое слабое вино, - показывает, что они никогда не были
вместилищами вина. Но неужели не мог Он произвести вино из ничего, не наполняя
сосуды водою? Конечно, мог; но величие чудес часто уменьшает их
удобоприемлемость. - Могла быть и та цель, чтобы служителей, носивших воду в
сосуды, иметь свидетелями чуда. Еще, чтобы мы научились, что он претворяет вино
и влагу винограда, которая есть совершенно вода. - Приказывает служителям,
чтобы они подали питье для отведания распорядителю пира не без цели, но чтобы
кто не подумал, что было собрание пьяниц, вкус у них испортился, и в состоянии
опьянения они приняли воду за вино. Чтобы такое подозрение не имело места, Он
отведывание предоставляет трезвому - распорядителю пира. Ибо те, которым
вверялось служение при подобных случаях, строго воздерживались, чтобы под их
распоряжением все происходило чинно и благоприлично. - Но будем молиться, чтобы
это совершилось и над нами, чтобы ныне совершился как бы брак, то есть
соединение Бога с душою нашею, доколе мы еще в Кане Галилейской, то есть в
стране сего низкого и низвращенного мира, во всех отношениях превратного и
превращающего. Брак же сей не бывает без присутствия Христа и Его Матери и
учеников. Ибо как соединится с Богом тот, кто не уверует во Христа, родившегося
от Марии и говорившего во апостолах? Посмотрим же, какое чудо совершает Господь
при таком браке и при таком соединении Бога с душою. Он претворяет воду в вино,
наполняет шесть каменных водоносов наших. Под "водою" ты можешь
разуметь нашу водянистость, влажность и расслабление в жизни и мнениях; под
пятью "водоносами" пять чувств, которыми ошибаемся мы в делах; под
шестым водоносом - разум, которым мы колеблемся в мнениях. Итак, Господь наш
Иисус Христос, евангельское Слово, врачуя наши падения, в деятельной ли то
жизни, в умственной или созерцательной, жидкое и нетвердое в нас прелагает в
"вино", то есть в жизнь и учение, вяжущее и веселящее, и таким
образом шесть наших водоносов наполняются сим прекрасным напитком, - чувства,
чтобы не погрешали в деятельности, - разум, чтобы мы не погрешали в мнениях, -
Прими во внимание, что там стояли каменные водоносы по обычаю очищения
иудейского. - Слово "Иуда" - значит "исповедание".
Исповедующийся очищается в пяти чувствах, которыми прежде грешил. Глаз видел
худо; глаз же при исповедании плачет и таким образом служит к очищению. Ухо
слышало блудные песни; оно же опять наклоняется к словам уст Божиих. Так бывает
и с прочими чувствами. Разум погрешает в мнениях; он же опять очищает прежнее
зло, преклоняясь на правильное мудрствование. Водоносы - "каменные"
или потому, что состав наш из земли, или потому, что преднамереваемые
вместилища такого вина должны быть тверды и неразрушимы. Разум Павла был
каменным водоносом и в то время, когда он гнал, ибо он ревновал по отеческим
преданиям более всех сверстников (Гал. 1, 14); и в то время, когда
проповедовал, ибо он имел такую силу в словах, что ликаонцы, как
первенствующего в слове, сочли его за Ермия (Деян. 14, 12).
Когда же
распорядитель отведал воды, сделавшейся вином (а он не знал, откуда это вино,
знали только служители, почерпавшие воду), тогда распорядитель зовет жениха и
говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда
худшее, а ты хорошее вино сберег доселе. Распорядитель пира спрашивает не служителей,
а жениха. Почему? Конечно, по Божескому устроению. Если бы он спросил
служителей, они, конечно, открыли бы чудо; но им не поверил бы никто, ибо оно
было началом знамений, и никто еще не имел великого понятия о Христе, так что
никто не поверил бы, если бы служители и рассказывали о чуде. Однако же, когда
после сего Он совершил и другие чудеса, и настоящее должно было сделаться
достоверным, и служители, всем рассказывающие об нем, мало-помалу могли
приобрести доверие. Для сего-то Господь устроил так, что спрошены не служители,
а жених. Господь не просто сотворил из воды вино, но вино прекрасное. Ибо
чудеса Христовы таковы, что гораздо превосходнее того, что совершается
природою. О том, что вода претворилась в вино, свидетельствуют служители,
черпавшие воду; о том, что оно было прекрасное, - распорядитель пира. Обо всем
этом с течением времени проповедано, и слышащие о сем должны были увериться
очень твердо. - Под "вином" ты можешь разуметь евангельское учение, а
под "водою" все предшествовавшее Евангелию, что было очень водянисто
и не имело совершенства евангельского учения. Скажу пример: Господь дал
человеку разные законы, один - в раю (Быт. 2, 16-17), другой - при Ное (Быт.
9), третий - при Аврааме об обрезании (Быт. 17), четвертый - чрез Моисея (Исх.
19; 20), пятый - чрез пророков. Все сии законы в сравнении с точностью и силою
Евангелия водянисты, если кто понимает их просто и буквально. Если же кто
углубится в дух их и уразумеет сокрытое в них, тот найдет воду претворившеюся в
вино. Ибо различающий духовно то, что говорится просто и понимается многими
буквально, без сомнения, в этой воде найдет прекрасное вино, пиемое
впоследствии и сберегаемое женихом Христом, так как Евангелие и явилось в
последние времена.
Так
положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали
в Него ученики Его. Что
Господь начал творить чудеса после Своего крещения, об этом мы и прежде
говорили. Но кажется, что первое чудо Он совершил именно претворением воды в
вино. Ибо сказано: так положил "начало" чудесам. Но скажет иной: если
сие чудо и есть начало чудес, то не всех, а только совершенных в Кане
Галилейской; так как Он совершил разные чудеса в Кане, то им оно - начало. Хотя
мы многое имеем для подтверждения, что настоящее чудо есть начало и всех чудес,
потому что слова: "и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его"
показывают, что прежде сего Он не творил другого чуда, которым бы Он явил славу
Свою; однако же не будем спорить, оно ли было первым чудом, или другое. - Как
же Он явил славу Свою? Ведь немногие находились при сем событии, и не пред
лицом народа совершено оно? Но если не тогда, то впоследствии все должны были
услышать об этом чуде, как оно и доныне возвещается, а не осталось
безызвестным. Слова: "ученики Его уверовали в Него" понимай так, что
они возымели большую и крепчайшую веру в Него. Они и прежде, конечно, веровали,
но веровали не так твердо.
После
сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и
там пробыли немного дней. Господь
приходит в Капернаум не для другого какого дела, как для того, чтоб оставить
там Мать Свою, чтобы не водить ее за Собою повсюду. Так как они ходили в Кану
на брак, а брак прошел, то Он и возвращает Мать в Капернаум в дом Ее. А что по
сей именно причине Господь приходит в Капернаум, это открывается из того, что
Он и пробыл там немного дней, и не совершал там чудес, потому что жители сего
города не имели к Нему веры, почему Господь в другом месте и высказывает горе
ему (Мф. 11, 23).
Немає коментарів:
Дописати коментар